Bankinform.ru выбрал финансовое слово 2019 года

Bankinform.ru выбрал финансовое слово 2019 года

Фото:

Евгения Яблонская для «БанкИнформСервис»

В ноябре в Великобритании, России и других странах традиционно выбирают «слова года». Эта забавная и познавательная акция позволяет не только взглянуть под необычным углом на недавние события, но и задуматься, как повседневная жизнь сказывается на живой структуре языка. «Слово года» — неологизм, либо, напротив, знакомое всем слово, которое вдруг стало употребляться чаще прежнего. Тем самым, общество через язык фиксирует, какие темы, события, дискуссии, культурные явления сильнее всего взволновали его в отдельно взятом календарном году. Как правило, слово года выбирают организации, профессионально близкие к лингвистике: в России это Институт русского языка имени Пушкина, в Германии — Общество немецкого языка, в Великобритании — авторитетные словари. Наибольшей популярностью пользуются английские слова года от Оксфордского и Кембриджского словарей, а также словаря Коллинза.

Bankinform.ru не занимается лингвистикой, но занимается финансами и с 2018 года выбирает финансовое слово года. Для 2019 года это —

Шринкфляция

Справка (или иконкаШринкфляция (от английских слов shrink — «сжиматься» и inflation — «инфляция») — это уменьшение производителем товара его метрических характеристик — объёма (если считаем в литрах), веса (если считаем в граммах) или количества (если считаем в штуках на упаковку) — при сохранении прежней цены. Товара стало меньше, а стоит он столько же.

В английском языке слово появилось примерно в первой половине 2010-х, его авторство приписывают американскому экономисту Филиппе Малгрен. Из шуточного неологизма «шринкфляция» быстро превратилась едва ли не в научный термин. Первые употребления русскоязычной кальки приходятся на середину 2010-х. Соответствующая статья в Википедии появилась в 2017 году. Однако случаи употребления слова были единичными, и оно использовалось наравне с другим синонимичным англицизмом — «даунсайзинг» (буквально — «понижение размера»). В 2019 году популярность «шринкфляции» резко выросла: количество русскоязычных ссылок, выдаваемых Google при вводе слова, увеличилось в 4,5 раза.

Что же произошло? Билет в русский язык «шринкфляции» обеспечил ажиотаж вокруг «пропавшего яйца», разгоревшийся в социальных сетях в январе 2019 года. Тысячи обитателей рунета усвоили: шринкфляция — это когда вместо десяти яиц продают девять. Ирония ситуации в том, что реальные упаковки на 9 яиц, судя по всему, не были примером шринкфляции. Птицефабрика просто экспериментировала, пытаясь привлечь внимание потребителя необычной формой, при этом основная часть продукции компоновалась в привычные десятки.

Читайте также:  В Екатеринбурге не осталось вкладов со ставками в 8%

Bankinform.ru выбрал финансовое слово 2019 года

Само явление, разумеется, гораздо старше слова — в России первая волна шринкфляции прокатилась в конце 2000-х годов. Именно тогда в нашу жизнь вошли упаковки напитков по 0,9 литра, круп по 0,9 килограмма и пр., и пр. «Усушка» товара на 10% при прежней цене давала удорожание на 11,1%. За десять лет упаковки «по 0,9» стали настолько привычными, что некоторые производители применяют обратный маркетинговый ход — подчёркивают, что в их товаре «настоящий литр».

В последнее время шринкфляция, как правило, идёт другим путём. Поскольку трюк с «неполным» литром или килограммом нельзя использовать снова и снова, всё большее распространение получает «расширение ассортимента». Производитель сильно уменьшает упаковку (так, что покупатель уже не примет её за привычную), и цену снижает тоже, но не так сильно. Например, пачка сливочного масла в 150 граммов в пересчёте значительно дороже 200-граммовой от того же производителя, но об этом мало кто задумывается.

Следует понимать, что обмана как такового тут нет. Производители честно указывают новый размер упаковки или единицу измерения. Да и покупатели, как правило, эти изменения замечают, просто не все желают им «противостоять». А это в принципе несложно: нужно лишь внимательно разглядывать упаковку и считать, какой вариант обойдётся ему дешевле. В некоторых гипермаркетах («Ашан», «Лента») на ценниках гуманно указывается, сколько стоит данный товар в пересчёте на один килограмм или литр. В других магазинах приходится рассчитывать уже на собственные математические способности.

Между прочим. Второй год подряд финансовым словом года становятся англицизмы, обозначающие уловки продавцов (то есть, уловки в России есть, а слов для их описания нет). Напомним, словом 2018 года стал «мисселинг».

Источник

Понравилась статья, оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + двадцать =

© 2019 Все права защищены.